Получите бесплатную консультацию
по любым вопросам строительства
Севастопольскую природу могут принести в жертву строительству
Упразднять заповедник или заказник, а также менять границы ООПТ регионального значения на местном уровне «по щелчку пальцев» — станет ли это новой российской реальностью? На рассмотрении Госдумы сейчас находится законопроект, упрощающий ликвидацию особо охраняемых природных территорий. Как в Севастополе относятся к данной инициативе, узнавал ForPost.
Благие цели или благовидный предлог?
Поправки в действующее законодательство (федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях») в январе этого года внёс депутат от «Единой России» Виктор Пинский.
Автор проекта закона предлагает установить новые основания, позволяющие сокращать площадь и даже полностью ликвидировать ООПТ, а также упрощающие процедуру ликвидации ООПТ для региональных властей.
Заповедники и другие особо охраняемые территории, по мнению Виктора Пинского, могут быть упразднены, если они мешают «реализации национальных целей и стратегических задач, а также значимых проектов в области социально-экономического развития».
Кроме того, решение о ликвидации ООПТ может быть принято в целях строительства и реконструкции линейных объектов — если нет альтернативы их размещению.
Третий вариант — утрата природоохранной ценности территории.
Иными словами, из региональных ООПТ можно будет легко вырезать участки под любые виды инфраструктуры, а какой-то заказник может исчезнуть ради нового курортного посёлка.
Предполагается, что порядок упразднения ООПТ регионального значения, а также изменение их границ будет устанавливаться местными законами, а сама ликвидация проходить по согласованию с уполномоченным федеральным органом в области охраны окружающей среды.
«Принятие проекта федерального закона будет способствовать эффективному развитию и оптимизации системы особо охраняемых природных территорий регионального значения, необходимость модернизации которой, как подтверждает практика в субъектах Российской Федерации, назрела уже давно», — указано в пояснительной записке к документу.
Общественность против
Законопроект может способствовать лишь одному — варварской застройке заповедных зон, считают те, кому дорога севастопольская природа.
Глава общественного совета при Севприроднадзоре Элина Орёл убеждена в том, что севастопольские ООПТ, созданные с большими сложностями и вопреки активному противодействию, наоборот, нуждаются в защите, а польза в этом законопроекте только у застройщиков.
Вспомним хотя бы о том, как севастопольские экологи, учёные, депутаты и неравнодушные горожане несколько лет боролись за сохранение 100-летних фисташек, и в результате год назад в Севастополе всё же появилось ООПТ «Фисташки у бухты Круглой». Также севастопольцы помнят, какого труда стоило добиться придания природоохранного статуса урочищу Ласпи.
«С таким трудом создавать, чтобы потом уничтожить? Какой в этом смысл? Такие законы могут лоббировать застройщики и лесорубы, потому что только им это выгодно. Разве можно идти у них на поводу? Это вредительство», — не сдерживает эмоций Элина Орёл.
Депутаты против
Как относятся к идее депутата Пинского его севастопольские коллеги, ForPost узнал у главы комитета городского заксобрания по градостроительству и земельным вопросам, который является одним из авторов законопроекта «Об утверждении перечня перспективных особо охраняемых природных территорий регионального значения города Севастополя», Вячеслава Горелова.
Севастопольский парламентарий приложил немало усилий, чтобы были созданы ООПТ «Ласпи», заказник «Караньский», «Фисташки у бухты Круглой», и ранее выступал за создание национального заказника «Южнобережный».
Отвечая на вопрос о том, есть ли в Севастополе необходимость актуализировать или модернизировать систему территорий с природоохранным статусом, Вячеслав Горелов отметил, что упрощение процедуры ликвидации ООПТ — это вовсе не про совершенствование законодательства.
«Жизнь не стоит на месте, и законы должны, с одной стороны, отражать эту жизнь, а с другой — предвосхищать и регулировать её тенденции, однако мне неизвестно, чтобы некая практика в неких субъектах требовала „модернизации” системы ООПТ в части упрощения условий для ликвидации ООПТ регионального значения или сокращениях их площадей. Скорее всего, формулировки пояснительной записки — это попытка придать полезный смысл изначально вредной инициативе», — подчеркнул севастопольский депутат.
У законопроекта всего один автор, и это, по мнению Вячеслава Горелова, позволяет надеяться на то, что однопартийцы воззрения коллеги не разделяют и законопроект не будет поддержан депутатами Госдумы.
«Автора законопроекта я знаю лично, он в 2014-2015 годах неоднократно бывал в Севастополе и ничем полезным себя „не запятнал”. Истинный посыл инициативы Пинского состоит в том, чтобы под разными предлогами лишить природные ландшафты охранного статуса и начать их осваивать во благо тех, кто готов заплатить большие деньги за красивый вид из окна и жизнь в экологически благополучном месте. Забота Пинского о реализации национальных идей и стратегических задач — ширма», — считает парламентарий.
Вячеслав Горелов напомнил, что Севастополь является субъектом, в котором один из самых высоких уровней заповедания в России. По его мнению, именно существование ООПТ останавливает желающих застраивать заповедные зоны Севастополя, как это было, например, с Байдарской долиной.
«Как показало обсуждение проекта Правил землепользования и застройки, статус ООПТ — самый надёжный способ сберечь уникальную природу Севастополя. Но если — надеюсь, этого не случится — предложения Пинского будут приняты Госдумой и утверждены Совфедом, мы будем вынуждены рассматривать внесение изменений в региональный закон», — подчеркнул глава профильного парламентского комитета.
То, что одни считают развитием, другие честно называют вредительством
Вячеслав Горелов также отметил, что голосование по новому законопроекту депутатов Госдумы Дмитрия Белика и Татьяны Лобач, а также сенаторов от Севастополя — это «хороший способ понять, каких сограждан мы выбрали в Госдуму и направили в Совет Федерации». По его мнению, итоги этого голосования должны быть освещены в севастопольских СМИ.
На вопрос о том, какую выгоду получат жители города от данного законопроекта, собеседник ForPost ответил кратко и ёмко: никакую. Однако в случае принятия данного законопроекта, по мнению Вячеслава Горелова, будут созданы условия для нанесения городу непоправимого экологического ущерба.
Рассмотрев законопроект на заседании комитета по градостроительству и земельным вопросам, севастопольские депутаты его не поддержали. Как сообщил Вячеслав Горелов, мотивация была следующей:
«Проект закона вызвал критику в СМИ и возмущение экологов, неприятие Севприроднадзором. Несёт прямые риски субъектам, в том числе Севастополю».
Решение комитета зафиксировано постановлением заксобрания от 14 марта 2023 года № 954 и направлено в Государственную Думу.
Учёные против
Категорически против принятия законопроекта об упрощении ликвидации ООПТ выступает заслуженный эколог РФ, кандидат биологических наук, заведующая лабораторией фиторесурсов ФИЦ ИнБЮМ РАН и сопредседатель регионального штаба ОНФ в Севастополе Наталия Мильчакова.
Учёный отмечает, что это уже четвёртый заход за три года с целью принятия закона об упрощении процедуры ликвидации или сокращения площади особо охраняемых природных территорий. Учёные и общественность три раза отбивали такие законодательные «инициативы», и отстоять заповедные земли пока удавалось.
Не молчат экологи и сейчас: подписали обращение в Государственную Думу, петицию против данного законопроекта, рассказывает Наталия Мильчакова.
Идея исключения некоторых участков из ООПТ федерального и регионального значения озвучивалась в основном крупным бизнесом, но и местные жители выступали с такой инициативой, вспоминает учёный. Однако раньше речь шла только об изъятии заповедных земель из территорий объектов федерального значения, поскольку в границах национальных и биосферных заповедников, национальных парков чаще всего находятся населённые пункты и туристические комплексы.
«Часть земель Владивостока, например, входит в национальный парк „Земля леопарда”. Владельцы земельных участков, домовладений постоянно обращались к органам власти с просьбами проводить коммуникации, прокладывать дороги и т.п. Особенно остро эта проблема затронула земли, прилегающие к озеру Байкал, где находится Байкальский природный биосферный заповедник. Хотя на территории Севастополя нет ни одного ООПТ федерального значения, тем не менее, если закон будет принят, он коснётся и наших региональных заказников и памятников природы, площадь которых может быть сокращена», — говорит Наталия Мильчакова.
Безусловной победой в деле защиты земель ООПТ стал закон № 505-ФЗ, принятый под давлением научной и экологической общественности в 2020 году и призванный урегулировать сложные вопросы, в частности земельные отношения в населённых пунктах в составе заповедных объектов. И бизнес, по словам эколога, «немного затих».
Если вспомнить о том, что 86% от общего числа заповедных земель России составляют именно территории регионального значения и именно там зачастую охраняются наиболее ценные природные комплексы и экосистемы, станет понятно, какую угрозу несёт в себе представленный на рассмотрение Госдумы проект закона.
«Для севастопольской природы этот законопроект будет представлять большую опасность. Что если в заказнике Ласпи, например, кто-то „случайно” подожжёт можжевельники на несколько гектаров? Поскольку на территории заказника в этом случае исчезнут краснокнижные виды деревьев, травянистых растений и животных, то и охранять будет нечего — значит, можно эти земли вырезать, получается. И это представляет огромную опасность для наших ценных природных комплексов», — говорит Наталия Мильчакова, отмечая, что именно так в Ласпи застроили кооперативы — на местах пожарищ.
Эколог подчёркивает: любая фрагментация ООПТ неминуемо приведёт к потере не только биоразнообразия, но и воспроизводства охраняемых видов. Первозданные ландшафты будут разрушены застройкой, изменится почвенный покров, а развитие дорожной сети усилит негативные процессы разрушения биотопов, загрязнения. Это приведёт к гибели многих животных и растений.
«Виды животных, обитающих на ООПТ, не будут принимать во внимание, что из неё вырезали участок якобы уже не особо ценный, они вернутся к своим жилищам, всё равно пойдут своими тропами. И птицы будут летать по своим миграционным путям. Следовательно, фрагментация ООПТ неминуемо приведёт к сокращению общего биоразнообразия, не только охраняемых видов. Только ООПТ сохранит крупные ценные природные комплексы, а не единичные деревья или локальные места их произрастания», — отмечает собеседница ForPost.
Наталия Мильчакова напомнила, что севастопольские ООПТ выполняют и важную экосистемную функцию: так, ласпинский амфитеатр, помимо красивейшего природного ландшафта с вековыми можжевельниками и другими деревьями, препятствует развитию оползневых процессов.
Кроме того, в границах многих севастопольских ООПТ, помимо ценных природных объектов, находятся и объекты культурного наследия.
Среди таких ООПТ Наталия Мильчакова выделяет заказник «Караньский», где есть и культурно-исторический ландшафт: древняя римская дорога, высота Горная, где шли кровопролитные бои во время Великой Отечественной войны, многие памятники нашим защитникам. Такими же объектами культурного наследия, как отмечет учёный, славятся Байдарский природный заказник и природный парк Максимова Дача, которую «долгие 20 лет многие поколения севастопольцев старались защитить от застройки».
«Это ведь не только история Севастополя, но и история всей страны. Вместе с моими коллегами: экологами, краеведами, историками и представителями власти — мы принимали участие в создании 11 ООПТ города Севастополя. Упрощённая процедура ликвидация ООПТ и отчуждения земельных участков для хозяйственных работ для меня неприемлема, допускать её ни в коем случае нельзя», — подчеркнула Наталия Мильчакова.
Отметим, что севастопольские ООПТ подвергаются ударам даже без этой упрощённой процедуры. Из состава заказника «Караньский», например, было выведено само Караньское плато, а позже — вырезан участок для строительства газопровода. В пограничных с заказниками местах ставят глэмпинги.
Возможность легко упразднять особо охраняемые природные территории или исключать из них любые, даже очень нужные участки для строительства смогут узаконить тогда, когда в защиту ООПТ перестанут звучать голоса неравнодушных к природе людей. Надеемся, никогда.
*****
Читайте по теме:
Путин рекомендовал крымским властям определить баланс между застройкой и сохранением природы - апрель 2017
В Крыму установили границы более 100 особо охраняемых природных территорий - сентябрь 2017
В Республике Крым зарегистрировано более 1540 зон с особым правовым режимом - август 2018
Пять заповедников, один парк и два заказника Крыма стали федеральными для защиты их от застройки - сентябрь 2018
Крымский природный заповедник готовят к застройке и развлечениям - июнь 2019
Крымский заповедник сократили до нацпарка - апрель 2020
Принят закон, разрешающий застройку заповедников - июль 2020
Крымский природный заповедник, ставший национальным парком в апреле 2020 года, теперь можно застраивать - декабрь 2020
Госдума разрешила приватизировать и передавать по наследству землю в национальных парках - декабрь 2020
Ялтинский заповедник готовят к застройке - февраль 2021г.
В лесах разрешат строительство капитальных зданий - ноябрь 2021
Госдума приняла закон о возможности приватизации земель у водоемов - январь 2022
Госдума приняла в первом чтении законопроект о застройке заповедных территорий - апрель 2022
Каким Крым будет через 20 лет или Зачем нужен экологический генплан - март 2023
В заповедниках окончательно разрешили строить туристические объекты - март 2023
В Госдуму внесен законопроект об упрощенной ликвидации особо охраняемых природных территорий - апрель 2023
или проконсультируйтесь по телефону
1000-01-02
Услуга действует только в пределах России при звонках с мобильных телефонов.Звонок платный, 10 руб/мин.